205 лет назад родился Шигабутдин Марджани
В этот день, 205 лет назад, 16 января 1818 года, родился выдающийся татарский просветитель, мусульманский богослов, ученый, историк, мыслитель, этнограф, археограф, востоковед, педагог Шигабутдин Марджани (1818—1889).
Шигабутдин Марджани (тат. Шиһабетдин Баһаветдин улы Мәрҗани, 16 января 1818, с. Япанчы, Казанская губерния, РИ — 18 апреля 1889, Казань, Казанская губерния, РИ) родился в татарской семье сельского муллы. Его отец Багаутдин бин Субхан бин Абдулкарим бин Габдельттавваб бин Габдельгани бин Габделькутдус аль-Марджани бин Ядаш бин Ядкар бин Гумер хаджи, окончивший в свое время бухарское медресе «Турсуния», в 1814—1821 годы служил здесь указным приходским муллой.
Происходил из древней и уважаемой семьи мусульманских священнослужителей, родословная которой уходила далеко в глубь столетий. Предки будущего имама жили в деревнях Комургузя и Марджан, что в Заказанье. Отсюда и тахаллус «аль-Марджани», то есть выходец из аула Марджан.
Шигабутдин был первым ребёнком в семье. Его отцу Багаутдину тогда было 32 года, а матери – Биби-Хубайбе 24 года. Когда Марджани было 5 лет, мама заболела после следующих родов и умерла.
1821 – семья Марджани переехала жить из деревни Ябынчи в деревню Ташкичу Казанского уезда – отца пригласили исполнять обязанности имам-хатиба в мечети и преподавать в медресе, в которое отдали учиться Шигабутдина. И именно тут в медресе отца у молодого Шигабутдина появилась тяга к знаниям, к наукам и просветительству.
Марджани с детства был смелым, храбрым, и обладал недюжей силой, сочетал в себе силу ума и тела и прослыл одним из лучших борцов своего времени. Он любил во всём превосходить остальных. Любил татарскую национальную борьбу и проявлял хорошие способности. Став совершеннолетним, на Сабантуях он одерживал верх над сильными и рослыми мужчинами. Поэтому в Ташкичу и соседних деревнях он прославился как храбрый борец, а остальные борцы признавали это и называли Марджани «борец Шихаби».
Жители Ташкичу гордились своим «борцом Шихаби» и всегда просили разрешения у Бахаутдин-хазрата отпустить его с ними на Сабантуй в соседнюю деревню. Лишь некоторые старики Ташкичу недолюбливали это его занятие, считая, что «борясь с рослыми мужчинами, он может в столь юном возрасте получить увечья», и советовали ему бросить это дело. Но Марджани, посвящая немало времени этому занятию, боролся с известными борцами, участвовавшими на Сабантуях. Так, в 19 лет он вышел сражаться с человеком, прозванным «батыром Ибраем», несмотря на то, что друзья его отговаривали. И не только сразился, но и победил этого борца.
Во время борьбы у Марджани была одна привычка, указывающая на высоту его степени: Он любил тягаться не с теми, кто был побеждён, а с теми, кто всегда одерживал верх. Никогда повторно не боролся с теми, кого однажды сумел одолеть сам и с теми, которые были побеждены своим противником.
Марджани с юности всю свою жизнь служил родному татарскому народу.
1835 – начинает преподавать в медресе деревни Ташкичу Казанского уезда. Уже в этот период он пытался выработать собственный метод преподавания и даже составил на его основе свой учебник морфологии персидского языка.
1838 – для продолжения обучения отправляется в Бухару, а затем в Самарканд. В течение 10 лет учился в медресе «Кукельташ», «Мирараб» в Бухаре и «Ширдар» в Самарканде.
1849 – возвращается в Казань. Его встретили с почетом и уважением как человека необычайной учености и знаний.
1850 – назначен имам-хатибом и модаррисом 1-й Казанской мечети. Жизнь Марджани превратилась в череду выдающихся свершений, и в постоянную изнуряющую борьбу за личное достоинство, за право свободно мыслить, учить и проповедовать. Он сумел учредить в приходе крупное и авторитетное медресе, куда съезжались за знаниями татарские юноши со всех концов России.
1867 – Оренбургское магометанское духовное собрание назначило Марджани на должность ахуна и мухтасиба Казани, что явилось несомненным признанием его деятельности со стороны руководства мусульман. С официальными светскими властями у Марджани также устанавливаются позитивные контакты. Он выполняет отдельные поручения казанской губернской власти: следит за изданием текста Корана в казанской типографии; организует сбор денег для кавказских народов, пострадавших от землетрясения; составляет отчёты о рождении, бракосочетании и смерти мусульман для государственных учреждений; участвует в судебных заседаниях при произнесении клятв мусульманами. Со временем имя Марджани становится известным далеко за пределами Казани.
1870 – выходит в свет книга Марджани «Назратуль-хакк», с новыми для того времени и его родной среды религиозно-реформаторскими идеями, принёсшая автору широкую известность не только на родине, но и на всём мусульманском Востоке.
1876 – назначен учителем магометанского вероучения в Казанскую татарскую учительскую школу.
Марджани как духовный наставник старейшей в городе мечети был горячим поборником истины, сторонником и идеологом обновления во всех сферах жизни татарского народа. В своих произведениях он призывал к очищению веры от вековых предрассудков и заблуждений, к возвращению к чистым и благородным традициям мусульманской общины времен Пророка. Он горячо отстаивал право каждого грамотного и мыслящего мусульманина самостоятельно искать в Коране и Сунне ответы на самые важные вопросы человеческого бытия.
Вместе с тем реформатор считал возможным и даже необходимым обучение мусульман русскому языку и светским наукам. Эти смелые идеи были подхвачены молодым поколением татарской буржуазии и духовенства, которое в конце XIX — начале XX века провело широкие социальные преобразования под лозунгами обновления и модернизации. Ш. Марджани не только стоял у истоков коренной реформы мусульманского образования, но и первым осуществил попытку создания татарской национальной исторической науки. Его перу принадлежит фундаментальный двухтомный труд «Мустафадель-ахбар» (Правдивые известия о Казани и Булгаре), в котором на основе редких источников и материалов была представлена история татарского народа с древнейших времен до XIX столетия. В этом труде ученый призывал гордиться этнонимом татары, за которым была древняя и богатая история.
Просветительские идеи Марджани охватывают самые различные стороны обновления общественной жизни татарского народа, включая в себя мысли о необходимости получения татарским населением светского образования, усвоения прогрессивного наследия прошлого (античной, арабской мысли) и настоящего (русской и западноевропейской культур). Учёного заботили и вопросы воспитания национального самосознания татарского народа, беспокоили его благосостояние, социально-экономическое и политическое положение.
Считая просвещение самым мощным орудием прогресса, учёный пытался вызволить свой народ из «спячки». Учёный стремился ответить на многие вопросы, которые поднимало развивающееся по буржуазному пути татарское общество: «обновить веру», поднять социально-политический и культурный уровень татарского народа, приобщить его к современной цивилизации.
Религиозные взгляды Марджани проявляются в критике вопросов каляма (направление в исламской теологии). Необходимы были реформа медресе, преобразование преподавания. Многие считают Марджани предвестником джадидского движения в России. Именно он заложил его основы — реформу преподавания в медресе, способствовавшую усвоению татарским народом передовых достижений мировой культуры и науки.
Марджани написал более 30 произведений, на татарском, арабском и персидском языках. Наиболее значительны его труды по ханафитскому праву, каламу и истории ислама.
Самое известное сочинение Марджани «Мустафад аль-ахбар фи ахваль Казан ва Булгар» («Кладезь сведений о делах Казани и Булгара» представляет собой первый опыт написания национальной истории татар.
Не все произведения, написанные учёным, увидели свет. Многие до сих пор ещё не обнаружены. Высокий уровень религиозных знаний Марджани, его деятельность в качестве педагога, религиозного деятеля, историка, просветителя, останутся заметным явлением в отечественной истории.
Наиболее известные произведения Марджани:
«Хакк аль-ма’рифа ва хусн аль-идрак» («Истина познания и красота её постижения», 1880 г.) — сочинение о мусульманском праве, в котором учёный излагает также свои социально-политические взгляды;
«Мустафад аль-ахбар фи ахваль Казан ва Булгар» («Кладезь сведений о делах Казани и Булгара», 1885 г.) — исторический труд о Волжской Булгарии и Казанском ханстве;
«Китаб аль-хикма аль-балига аль-джинния фи шарх аль-акаид аль-ханафия» («Книга о вероучении ханафи», 1888 г.) — сочинение, в котором Марджани излагает свои религиозно-философские взгляды;
«Бит-тарикат аль-мусла ва аль-акидат аль-хусна» («Достойным подражания путём и наилучшим убеждением», 1890 г.) — труд, изданный после смерти Марджани, о некоторых проблемах логики и познания.
Личная жизнь выдающегося просветителя была полна трагедий. Добившись огромного общественного успеха и признания, он похоронил трех своих жен и семерых детей от второго брака с Бибинагимой Хусаиновной Апанаевой. Тяжелейшим ударом для Марджани стала смерть в 1885 году сына Махмуда, которого он считал своим преемником, талантливым и перспективным богословом, историком.
Марджани выдерживал удары судьбы с достоинством. Этому способствовали его волевой характер, выдержанность и мудрость, чья личность в глазах современников быстро приобрела романтические черты. Видный татарский общественный и религиозный деятель Р. Фахрутдинов так описывал своего учителя: «Марджани хазрат был высоким человеком с красивым лицом, украшенным длинной, не очень густой бородой и широким лбом. Он был прекрасным и гордым, чрезвычайно проницательным и терпеливым, немногословным мыслителем».
Магнетизм личности этого национального героя, которого Габдулла Тукай назвал «поборником свободомыслия, знания и прогресса», воздействие его выдающегося творческого наследия сегодня все так же сильны и удивительно современны. Они по-прежнему остаются немеркнущим маяком для всего татарского мира.
Источник: Татары