Рубрики
Поиск




Погода

Образование в татарской общине Москвы

Образование в татарской общине Москвы До 1917 года татарские дети учились в мэктебе и медресе при Исторической мечети на Большой Татарской улице, и после построения Соборной мечети на Мещанке часть детей обучалась и там.
Впервые медресе с преподаванием основ светских наук в Москве появилось в 1914 году. Именно тогда медресе, временно находившееся по адресу Малый Татарский переулок дом № 6, переехало в соседний дом №8, в специально построенное для него здание. Поскольку инициатором возведения здания был купец и нефтепромышленник Шамси Асадуллаев, который выкупил для этого участок и вложил значительную часть средств в его строительство, то в знак уважения к этому подвижнику, татары медресе называли «школой Асадуллаева». Однако по преданиям известно, что немало средств в строительство этой школы внесли татарские купцы Москвы и других регионов Российской империи, безвозмездно свой труд вкладывали в строительство и рядовые представители татарской общины.
После революции, в 20-30-е годы эта школа сначала стала советской – последовательно начальной, семилетней и полной средней. Она была закрыта одновременно с другими татарскими школами в период Великой Отечественной войны в 1945 году.
Помимо этой школы в столице действовали еще четыре татарские школы и татарские группы в русских школах. У метро «Динамо» была даже татарско-цыганская начальная школа. Кроме того, в период ликвидации неграмотности на крупных предприятиях и стройках работали курсы ликвидации безграмотности (ликбезы), несколько общеобразовательных курсов, а также курсы по подготовке к рабфаку. Одним словом, татарское образование в Москве, как и всюду в стране осуществлялось в рамках национальной политики и общих установок по просвещению нерусских народов в СССР и РСФСР, и татарские школы входили в общую школьную сеть и полностью финансировались за счет государственного бюджета.
К началу Великой Отечественной войны в Москве остались только 2 татарские школы: средняя (в М. Татарском переулке), неполная средняя (на Садово-Спасской улице). Последняя по существу к этому времени превратилась в среднюю и в год начала войны успела выпустить первую группу учеников со средним, девятилетним, в то время образованием.
Среди указанных школ основной оставалась школа в Малом Татарском переулке. Она фактически была методическим центром для остальных школ. Кроме того, в здании, где находилась школа, была сосредоточена вся культурная жизнь татарской общины Москвы. Это здание в печати называлось татарским «Домпросом» («Домом просвещения»). Под одной крышей здесь находились: Упомянутая средняя школа, татарский детсад, татарский детдом, Центральный татарский клуб с татарской библиотекой при нем. Здесь базировался самодеятельный татарский ТРАМ (театр рабочей молодежи), а в последние годы существования сюда перебазировался и центральный татарский рабочий театр, переведенный в 1933 году в Казань.
В одночасье община лишилась всего этого. Однако активисты общественно-культурного движения татар столицы начали ходатайствовать о возвращении бывшего «Домпроса» (в действительности Татарского культурного центра) и восстановлении там национального клуба и школы сразу же после войны. Некоторые авторы писем в МК, ЦК, Министерство культуры, Министерство просвещения сами являлись выпускниками здешней средней школы и прошли «огненные» дороги войны, уйдя на фронт, только что, окончив школу.
Движение за возвращение «Домпроса» особенно усилилось в годы так называемой хрущевской «оттепели» и не прекращалось вплоть до положительного решения этой проблемы в 2003 году. В 60-е годы прошлого столетия неофициальные лидеры татарского общественного и культурного движения генерал-лейтенант Якуб Чанышев, Махмуд Шагиахметов и другие направили соответствующие письма в МК и ЦБ с просьбой о возвращении «Дома Асадуллаева» татарской общине. Письмо было подписано старыми большевиками. Якуб ага Чанышев и еще активистов лично посетили эти органы и Министерство культуры СССР, но ничего не добились. Более того, им грозили неприятностями по партийной линии.
В советский период руководством страны был взят жесткий курс на «слияние наций» и создание денационализированного единого советского народа. Повсюду «по просьбе родителей» закрывались все национальные школы, в том числе в Татарстане, Башкортостане и других автономных республиках, областях, округах и даже в некоторых союзных республиках. В таких условиях, конечно, невозможно было надеяться на открытие татарских школ и детских садов в Москве. Политика «держать и не пущать» даже в области родного языка, национальной культуры и образования также послужила существенной причиной развала Советского Союза.
Но новое поколение активистов татарского общественного и культурного движения в Москве не прекращало борьбу за возвращение утерянного. В результате в конце 80-х годов в одном из детских садов Юго-Восточного административного округа впервые была открыта татарская группа. Задумка была образовать начальные классы на базе татарских групп. Частично под видом ремонта и по какой-то причине детсад был закрыт и не возобновлял работу.
Затем в районе метро «Пролетарская» были открыты вечерние татарские классы, которые послужили основой для создания ныне функционирующей средней школы № 1186 с татарским национальным компонентом обучения, которую татары именуют татарской школой.
В Восточном административном округе по инициативе заведующей детского сада № 318 были открыты татарские группы и детский сад превратился в детское учреждение с татарским этнокультурным компонентом воспитания.
Факультативно татарский язык преподавался в одной из школ в Центральном административном округе и в так называемой интернациональной школе. Некоторые группы факультативного обучения языку прекратили существование.
В настоящее время татарская община Москвы располагает: средней школой № 1186 с татарским национальным компонентом обучения (ЮВАО), факультативными группами изучения татарского языка в школе № 945 (СВАО), в школе № 959 (ЮАО), татарской группой в Поликультурном центре (САО), группой факультативного обучения татарскому языку и литературе в школе № 1167 (ВАО), детскими садами с татарским компонентом воспитания: одним - в ЗАО (Солнцеве), другим в - ВАО (№ 318) и татарским детским садом в ЮВАО, а также группами по изучению татарского языка в Татарском культурном центре.
Татарский культурный центр, как и его довоенный предшественник считает образовательную и просветительскую работу самой приоритетной в своей деятельности. Помимо групп по изучению родного языка, что несомненно, очень важно, здесь созданы условия для приобщения детей и взрослых к татарской культуре в целом: действует детская изостудия с использованием татарского традиционного художественного материала (рук. Чулпан Сатарова), для детей разного возраста проходят уроки культуры речи, где на примере произведений известных татарских писателей и поэтов обучают правильно разговаривать на родном языке, открыты фольклорные вокальные и танцевальные группы. Будут созданы и детские спортивные группы.
Руководство РТНКА г. Москвы и Татарского культурного центра активно сотрудничает с деканатом филологического факультета Московского Государственного Педагогического Университета. По инициативе доцента кафедры Баранниковой Алии Абдуллаевны и при поддержки РТНКА было создано русско-татарское отделение филологического факультета указанного университета. По просьбе руководства университета занятия студентов всех курсов проходят в аудиториях Татарского культурного центра. По этой причине преподаватели и студенты активно задействованы в культурно-просветительской жизни центра.
Еженедельно в Татарском культурном центре проходят мероприятия, непосредственно связанные с историей татарского народа, с жизнью и творчеством известных татарских ученых, писателей, артистов. Практически ежемесячно проходят художественные выставки.
Важным элементом образовательного процесса РТНКА г. Москвы считает создание национальной библиотеки, открытой в ТКЦ. На сегодняшний день в фондах библиотеки находится около 2-х тысяч книг на татарском языке.
Серьезным подспорьем в повышении образовательного уровня москвичей обещает стать киоск «Татарская книга», также открытая в ТКЦ.
В заключение необходимо еще раз подчеркнуть, что проблема образования и просвещения будет всегда в центре внимания руководства Региональной татарской национально-культурной автономии г. Москвы. Автономия прилагает усилия на открытие новых школ с татарским национальным компонентом обучения, факультативных групп по изучению родного языка, литературы и культуры в целом, традиций и обычаев.
Правительство Москвы, идя навстречу просьбам РТНКА, разрешает открывать и школы, и факультативы. Дело упирается в пожелания родителей. Школу можно открыть, но если в ней не будет достаточного количества учеников, то дискредитируется сама идея национального образования. Многие родители к национальному образованию относятся настороженно. Есть даже такие родители, которые считают изучение родного языка бесполезным занятием.
Перед нами стоит большая задача убеждения родителей, которые не понимают такой истины, что двуязычие с детства облегчает изучение и освоение еще одного и более иностранных языков, не говоря уже о том, что татарский язык, относясь к тюркской языковой группе, служит ключом к освоению любого тюркского языка. Стоит татарину пожить год среди турков, азербайджанцев, узбеков, казахов, туркмен, уйгуров и т.д., он научится говорить на их языках. Это разве не богатство.
Если дети почувствуют вкус к родному языку, то они будут изучать его и в дальнейшем. Поэтому для воссоздания татарских школ необходимо в первую очередь открывать детские сады с изучением татарского языка. РТНКА и МТНКА административных округов намерено пропагандировать идею освоения татарского языка через СМИ и выявлять истинные желания родителей посредством анкетного опроса. Необходимо коснуться еще одного вопроса – обеспечения татарских классов учебниками и учебно-методической литературой.
До 1934 года часть учебников татарских школ выпускало Центральное издательство народов СССР и его отделения в Куйбышеве (Самаре) и Свердловске (Екатеринбурге). С ликвидацией Центриздата работа по обеспечению указанной литературой выполнялась только Татарстаном.
Татарстан в настоящее время располагает более мощной полиграфической базой, однако у регионов с компактным татарским населением не должно быть иждивенческих настроений. Регионы должны отчислять необходимые финансовые средства для издания учебников или их закупки из своего бюджета. Это касается и Москвы. Экономить на детях и образовании – это тупиковый путь.
Возможно, этот вопрос стоит поднять регионам перед Центром, чтобы обеспечение школ учебниками и учебными пособиями, в том числе на национальных языках, стало общегосударственным делом.
Таковы достижения и проблемы образования татар в Москве сегодня.

Ахмет Галимов
Информация
^ Наверх ^

Агентство Безопасности ПРЕВЕНЦИЯ

ПОРТАЛ ТАТАР МОСКВЫ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ


Указывайте источник и автора публикаций, информация не проверяется на первоисточник. Мы не публикуем противозаконную информацию. Мнение автора публикации является субъективным и не является позицией редакции.