Рубрики
Поиск




Погода

Зачем вам оставаться татарином или татаркой?

Один взгляд на вопрос для сомневающихся

Мне часто приходится слышать от представителей нерусских народов Российской Федерации, по-видимому, относящих себя к прогрессивно мыслящим людям, приблизительно одни и те же утверждения:

Нет смысла цепляться за национальное самосознание, учить национальные языки, поддерживать отсталые традиции, поскольку это все просто бесполезно для современной жизни, является отсталым и иной раз даже мешающим личностному преуспеванию. В условиях глобализации и современного постиндустриального общества сохранятся только передовые нации, образ жизни и языки, а все остальные исчезнут . В подобных утверждениях всегда присутствует подтекст, направленный на повышение самооценки говорящего, отождествляющего себя с прогрессивным развитием.

Распространение подобных взглядов приводит к тому, что одни с готовностью отвергают свою изначальную этническую идентичность в пользу доминирующего передового этноса, другие отвергают для себя любую этническую идентичность и становятся маргиналами, а третьи, сохраняя свою этническую идентичность, испытывают различную степень фрустрации. Эта фрустрация особенно наглядно проявляется среди старшего поколения при выборе их детьми спутника жизни другой национальности, как правило, русской от пассивно обреченного главное, чтобы человек был хороший , до активного противодействия только через мой труп

Так где же правда? Стоит ли сохранять свою этническую идентичность? Какой смысл в этом бесполезном и глупом противостоянии глобальным и прогрессивным тенденциям? Для чего этническая идентичность нужна лично отдельному индивидууму? Если все-таки она по каким-то причинам необходима, то каковы пути сохранения этноса?

Про этническую идентичность.

Этнос это природный феномен. Нет, не было и не может быть ни одного этноса созданного по замыслу человека.

Первым и главным критерием этнической идентичности является осознание своей принадлежности к данному этносу (этническое самовосприятие). Человек понимает, что он, например, ингуш. При этом на различных уровнях восприятия, включая подсознательный уровень, человек принимает для себя определенную систему ценностей, в которой учтен опыт предыдущих поколений этого этноса. Такая система ценностей отражает мировосприятие и образ жизни этноса. Для любого этноса эта система ценностей не статична, а способна к адаптации с учетом новых реалий, впрочем, с сохранением базовых ценностей, например, таких как понимание Добра и Зла, Хорошего и Плохого.

Системы ценностей могут во многом совпадать у разных этносов, однако пока есть даже небольшие отличия, этносы будут различаться. Можно также сказать, что пока существует этническая система базовых ценностей, существует и сам этнос. Как только этническая система ценностей изживает себя, или не может защитить себя, этнос уходит с исторической сцены.

В современной этнической и политической психологии распространяется понимание, что ранее считавшийся неоспоримым тезис о том, что люди объединяются в этносы на основе общности материальных и экономических целей, является ошибочным. Как раз наоборот - этносы стремятся подчинить себе материальные и экономические ресурсы для защиты или экспансии своей системы ценностей и передачи её последующим поколениям. Такой взгляд согласуется с иерархией главных инстинктов человека инстинкт продолжения рода, инстинкт альтруизма и инстинкт самосохранения и подтверждается огромным количеством примеров, когда отдельные индивидуумы отказывались и отказываются от богатства, статуса и даже жизни ради людей одной с ними общности. Считается, что инстинкт альтруизма направлен на позитивное взаимодействие с индивидуумами одной общности, что он сродни инстинкту продолжения рода и с биологической точки зрения объясняется возможностью передачи своего генотипа следующему поколению если не самим индивидуумом, то его кровными родственниками. Как сказал мудрец - смысл жизни в том, чтобы узнавать своих предков в своих потомках.

Вторым критерием этнической идентичности является национальный язык, который является способом мышления и в этом смысле является отражением этнического мировосприятия или менталитета. Вот примитивный, но простой для понимания пример в языках некоторых народов Севера существует несколько десятков понятий, обозначающих различные состояния снега, в русском языке таких слов порядка десяти, а в языках каких-нибудь африканских народов понятия снег нет вообще.

Следующими критериями этнической идентичности являются традиции, территория расселения, элементы этнической культуры, общность экономических интересов, национальные символы, государственность и т.д.

Если система этнических ценностей является сутью этноса, то все остальные критерии этнической идентичности являются средствами защиты этнической системы ценностей, а значит и самого этноса.

Распространено мнение, что, например, в России различия в ценностях и мировосприятии разных этносов незначительны и несущественны по сравнению общечеловеческими ценностями.

Общего между системами ценностей разных этносов и в первую очередь тесно взаимодействующих на протяжении долгого времени действительно много. Однако имеющихся отличий достаточно и они весомы. Эти отличия также могут быть подтверждены объективно.

Возьмите, например, результаты последней переписи в РФ (www.perepis2002.ru ). Практически на всей территории РФ процент мужчин и женщин, вступающих в брак у татар, выше аналогичного показателя у русских. Это говорит о более высоком статусе и ценности семьи у татар. При этом доля незарегистрированных браков и разводов у татар в местах их компактного проживания (в первую очередь в Татарстане и в Поволжском округе) заметно ниже, чем у русских, а в других регионах, подверженных ассимиляции, аналогичные показатели у татар или приблизительно равны, или выше, чем у русских. Принимая во внимание большую долю смешанных браков в регионах за пределами компактного проживания татар, такая картина свидетельствует том, что вероятность распада смешанного брака у татар выше, чем вероятность распада моноэтнического брака, что позволяет говорить о различиях в семейных ценностях у татар и русских.

Уровень рождаемости у татар в регионах компактного проживания выше, чем у русских, а в других регионах ниже, чем у русских опять таки в силу того, что дети от смешанных браков гораздо чаще получают русскую этническую идентичность.

А вот что писал Л.Н.Толстой: - Мало того, что за границей меньше мрет детей, чем у нас, в России среди татар детей мрет вполовину, а то втрое меньше (из очерка Э.Конюс Лев Толстой и пропаганда медицинских знаний ).

Соотношение численности мужчин и женщин в возрасте старше 35 лет у разных народов РФ также различается. У татар на 100 женщин в возрасте старше 35 лет приходится 78 мужчин того же возраста, у русских 73, у башкир - 79, у ингушей 89, у ханты 67, у калмыков 85. Интерпретация результатов может быть разнообразной. Однако влияние на уровень смертности образа жизни и, например, употребления алкоголя общепризнано.

Подобных примеров, где социологические исследования выявляют объективные различия в мировосприятии и образе жизни этносов в отношении самых разных областей жизни человека, можно привести много. Подобные различия не постоянны. В разные периоды истории различия могут увеличиваться, сокращаться, а затем вновь увеличиваться.

Что же касается общечеловеческих ценностей , то они действительно самые важные, правда с тем уточнением, что истинно общечеловеческие ценности не основываются на социальном или общественном устройстве, а построены вокруг главных человеческих инстинктов, упомянутых выше, и эти ценности имеются в системе ценностей любого этноса. Если бы общечеловеческие ценности не были бы присущи системе ценностей какого-то этноса, то такой этнос просто не мог бы существовать в принципе.

Стоит отметить отдельно ситуацию, когда человек, являясь потомком от смешанного брака, пытается определить свою этническую идентичность. Происхождение по крови уже много столетий не может считаться критерием этнической идентичности для соседних этносов. В природе не существует промежуточной или смешанной этнической идентичности. Это доказано в психологии. Даже если человек говорит и чувствует , что он наполовину русский, а наполовину татарин, то это не более чем привлечение рационального объяснения для психологической самозащиты против постоянного ощущения дискомфорта. Подсознательно он все равно или русский или татарин. И как только появляется внешний повод, позволяющий отвергнуть или наоборот принять одну из этнических идентичностей, то человек определяется для себя кто он и испытывает ощущение внутреннего комфорта. Например, после неподобающего поведения какого-то представителя одного из этносов человек говорит себе: - нет, я не такой , или же после смерти уважаемого родственника, чьё мнение было якорем , человек отвергает одну из этнических идентичностей. Также и при более позитивном восприятии представителей одного из этносов человек говорит себе:- да, я такой же и принимает для себя соответствующую этническую идентичность. В этом контексте программа Повышения позитивного имиджа Татарстана , успехи татарстанских спортивных команд и т.п. будут способствовать, в том числе и тому, что часть потомков от смешанных браков с большей вероятностью осознают себя татарами.

И, наконец, в случае полного отсутствия этнической идентичности (случай маргиналов) и в случае принятия для себя общечеловеческой этнической идентичности (космополитизм) приходится говорить об отклонениях от психологической нормы. В действительности маргиналов и космополитов очень мало.

Таким образом, ясная и позитивная этническая идентичность является естественной характеристикой любого человека и является одной из составляющих его психического здоровья.

Про глобальные тенденции.

Одно время в мире действительно господствовала точка зрения, что с развитием технологий и социальных институтов произойдет стирание культурных и географических границ и человеческая цивилизация превратится сначала в сообщество нескольких передовых наций, а затем и вообще в единый организм, функционирующий под эгидой рынка и демократии. При этом, по сути, ряд ценностей доминирующих сегодня этносов преподносятся как общечеловеческие ценности. Ряд объективных явлений, таких как технологический и научный прогресс, смешиваются с субъективным позитивным восприятием этих явлений. Иногда даже следует стремление рационально направлять и ускорять прогрессивные процессы с помощью технологий формирования и корректировки общественного и индивидуального сознания.

Глобализация, таким образом, есть набор мероприятий по популяризации определенного образа жизни. В этом плане современные процессы ничем не отличаются от ранее имевших место глобализаций (таких как создание великих империй, или распространение мировых идеологий). Все эти попытки заканчивались одинаково - за периодами успехов следовали неизбежные неудачи. И хотя одни этносы исчезали, а другие появлялись, эти процессы никогда не приводили к стиранию этнических различий. Так же и сегодня глобализация мировой экономики, действительно, имеет место, но люди на протяжении всей истории перенимали друг у друга экономические нововведения, технологии, орудия труда без отказа от собственной этнической идентичности, а внедрение социальных институтов всегда происходило со значительной национальной спецификой.

Современные же технологии манипуляции сознанием сколько-нибудь эффективны только в случаях воздействия на отдельные личности или ограниченные от связи с внешним миром замкнутые сообщества людей. Воздействие же на сознание целых этносов в принципе не может привести к запланированному результату, поскольку этносы функционируют по законам сложных саморегулирующихся систем. Такие системы характеризуются своей внутренней логикой развития от зарождения до исчезновения, при которой внешние воздействия могут приводить к трудно прогнозируемым и отложенным во времени нелинейным реакциям, а бывает и к реакциям прямо противоположным ожиданиям манипуляторов (так идеологи сионизма говорят, что преследования сделали евреев единым народом ). То есть этнос, как сложная саморегулирующаяся система, в принципе может развиваться только в направлениях, допускаемых его внутренней логикой, тесно увязанной с этнической системой базовых ценностей. Исчезновение этноса возможно только тогда, когда его система базовых ценностей перестает отвечать новым внешним условиям и претерпевает разложение. Тогда на смену прежнему этносу приходит другой со своей системой этнических ценностей и образом жизни, оказавшимися более приспособленными к новым условиям. Все древние этносы и цивилизации исчезали и появлялись только по этой причине.

Таким образом, в самом существовании большого числа разных этносов заложена возможность развития и выживания человечества. Пока одни этносы стремительно развиваются и строят свою цивилизацию, другие находятся как бы под паром , оставаясь на вторых и третьих ролях, или даже вообще не приобщаясь к прогрессу и упорно сохраняя свои, кажущиеся окружающим первобытными и архаичными промыслы (которые, кстати, могут быть всегда востребованы в случае техногенных и природных катастроф). Соперничество, сотрудничество и вражда этносов заставляют их активно развивать техносферу и культуру (как защитный механизм). Но со временем цивилизации изживают себя и перестают развиваться. В сознании каждого отдельного человека происходит распад этнических ценностей, часто сопровождающийся моральным и психическим разложением, поскольку этническое Мы целиком вытесняется Я . Тогда этносы гибнут, а им на смену приходят доселе никому не известные варвары , которые берут на вооружение технические средства старой цивилизации и продолжают развитие в новом направлении. Деление на этнические коллективы, предотвращает возможность инфицирования человечества какой-либо одной идеей, которая может оказаться тупиком для человечества.

Истинно, в вышесказанном наука подтверждает давно ниспосланное, что - Аллах создал людей разными народами, чтобы они могли узнавать друг друга .

Появление на Земле единого этноса в принципе возможно. Однако, для того, чтобы люди могли осознать себя единым коллективом Мы , психологически должно присутствовать сравнение и противопоставление с Они . То есть люди могут стать единым этносом только тогда, когда найдут себе оппонентов во Вселенной.

Исходя из вышесказанного, стоит посмотреть на сегодняшнюю ситуацию в России. К сожалению, у представителей многих народов наблюдается массовое моральное разложение - размытие границ между Добром и Злом, наркомания, отказ от продолжения рода, подмена моральных ценностей и т.д., а также массовые проблемы с психическим здоровьем трудное вступление во взрослую жизнь, инфантилизм, отсутствие способности проявлять свою волю и управлять ей и т.д.

Так что же делать?

Каждый человек должен осознать для себя к какому этносу он относится и позитивно принять для себя свою этническую идентичность. В случае этнического самовосприятия происходит отождествление себя с этническим коллективом Мы.

Отождествляя себя со своим этносом, каждый человек принимает для себя систему этнических ценностей. Приведенные примеры из истории и данные социологических и этнопсихологических исследований позволяют рационализировать восприятие некоторых ценностей и популяризовать их через средства массовой информации и на примере поведения этнических лидеров в разных областях жизни. Поскольку мировосприятие и построение системы ценностей закладывается в раннем детстве, необходимо соответствующее воспитание с дошкольного возраста с прививанием морального и в тоже время волевого поведения.

Необходимо развивать защитные механизмы этноса язык (расширение сфер применения языка, поддержание языковой среды, образование на национальном языке), элементы культуры, общность целей и интересов (экономических, политических, общения и т.д.), увеличение компактности проживания путем создания условий для репатриации татар в Татарстан (в этом плане всяческих похвал заслуживает лучшая в стране программа ипотечного кредитования в Татарстане - кредит под 7% годовых на 28,5 лет) и т.д.

Для сохранения этносов необходимо привлечение неэтнических ресурсов, таких как материальные ресурсы, властные, административные, интеллектуальные ресурсы, бизнес ресурсы и т.п.

Отдельно необходимо отметить роль религии, как этно - консолидирующего фактора.

И, наконец, необходимо избавиться от иллюзий о превосходстве одних наций над другими и научиться перенимать лучшее у других культур. Ведь, может быть, чьё-то время просто ещё не пришло?

Джаббар Салаватулин
Информация
^ Наверх ^

Агентство Безопасности ПРЕВЕНЦИЯ

ПОРТАЛ ТАТАР МОСКВЫ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ


Указывайте источник и автора публикаций, информация не проверяется на первоисточник. Мы не публикуем противозаконную информацию. Мнение автора публикации является субъективным и не является позицией редакции.